В череде летних концертов в Питере поставлена жирная точка. Мадонна выступила на Дворцовой площади. С погодой опять не повезло, десантники не буйствовали, Эрмитаж не треснул, а поп-машина под управлением певицы сработала мощно и качественно.
Вроде облака обещали разгонять, но во время выступления Пола Оакенфолда с неба хлынуло так, что диджею пришлось свернуться пораньше. На сцену вместо него высыпали техники со швабрами и цифровыми мыльницами — Дворцовая, от начала до конца покрытая зонтиками, выглядела впечатляюще. Открытый выступ в фан-зону был наиболее угрожающим местом — а ну как звезда навернется. Народ попроще еще полтора часа шумел и переминался в одной большой луже, в которую превратилась площадь, ВИПы скучали на своих трибунах или выстраивались в очередь за бесплатным мохито.
С того момента, как Мадонна появляется на собственном троне посреди раздвигающихся световых панелей, и до последней секунды, когда эти панели возвращаются в начальную форму куба с надписью Game Over, зрители смотрят не столько живой концерт, сколько шоу сродни видеоклипу с живыми включениями. Это стопроцентная поп-механика, и милым насмешкам курехинского толка здесь места не остается вообще. Никаких проколов в шоу Мадонны не предполагается по определению. Если в концертах предыдущих туров и так все было отрепетировано и отработано до мелочей, то в Sticky And Sweet Tour синхронизация звука, света и танцев доходит до каких-то уж совсем невиданных пределов. Концерт отстроен буквально с точностью швейцарских часов, и шоу не столько играется, сколько работает как новый мотор.
На сцене — сплошные видеопанели, подъемники и движущиеся площадки. Саму певицу, музыкантов и в общей сложности полтора десятка танцоров вывозят на движущихся площадках и поднимают над толпой. Выступ в толпу оборудован еще парой лифтов, вращающейся площадкой, бегущей дорожкой и опускающимися сверху световыми цилиндрами-экранами. Последние иногда накрывают Мадонну — так, в песне Devil Wouldn’t Recognize Me она оказывается как бы частью видеопроекции. И как будто всего этого мало — боксерский ринг, который техники умудряются собрать и разобрать за пятнадцать секунд, и роскошное винтажное авто. Иногда казалось, что всех этих наворотов и танцоров слишком уж много. Изображение несет ничуть не меньшую нагрузку, чем музыка. Мадонне с экрана подпевают Канье Уэст и Фаррел Уильямс, мечется в лифте Бритни Спирс. По экранам проплывают цитаты из Торы, Библии и Корана — само собой, на Like A Prayer — или диктаторы и жестокая хроника на Get Stupid. Показали и Майкла Джексона — во время одной из интермедий инструментальный микс из его хитов сопровождался «инкарнацией» в лице танцора и портретами во всю световую стену.
Шоу, идущее практически без остановок, во многом напоминало довольно агрессивный диджейский сет с расширенным составом участников. Большая часть песен ремикширована, причем Мадонна ради модернизации не щадит даже свой «золотой фонд». Vogue, Into The Groove и Holiday были сыграны в жестких современных версиях, о 80-х напоминают только костюмы певицы и танцоров. Rain была превращена в техно, которое и вовсе пустили видеоперебивкой. Если прислушиваться, то оказывалось, что певица почти все время поет с поддержкой — то бэк-вокал, то заранее записанные треки. Речи о тотальной «фанере» не шло, но было заметно, что в наиболее активные моменты, когда нужно было танцевать и одновременно петь, ее собственный вокал старательно закрывался «технической поддержкой». Самой эмоциональной и живой во всех отношениях частью шоу оказался испано-цыганский блок La Isla Bonita и Doli Doli, исполненный с Kolpakov Trio и наименее накрученный в плане машинерии. Услышав родную «цыганочку» народ разошелся, а со сцены донеслось «Давайте-давайте, господа!».
Сама Мадонна почти весь концерт обходилась подбадривающими возгласами и только однажды произнесла выспренний спич о Петербурге и Дворцовой площади, сообщив, что рада быть частью этой истории. Последовавшей вещью оказалась You Must Love Me — иронии при этом вроде не предполагалось. Впрочем, самый забавный момент случился, как водится, неожиданно — Мадонна поймала плюшевого мишку, брошенного из толпы, и отпела с ним в руках один куплет. Буквально на полминуты огромная шоу-машина приобрела человеческие черты.
МАКС ХАГЕН, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
07.08.2009